В соответствии с задачей 2 «Глобальная конкурентоспособность высшего образования» Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», реализуемого в рамках национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10), должен быть сформирован перечень, включающий не менее 80 образовательных организаций высшего образования из не менее чем 40 субъектов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки.
При этом в 2019 году на основе анализа результатов реализации эффективности государственной поддержки региональных университетов должен быть определен набор требований (в том числе имеющих количественные характеристики) к оценке потенциала университетов, предусматривающий обеспечение высокого качества подготовки кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, активное участие университетов в реализации стратегической повестки развития регионов и включающий параметры образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, финансовой устойчивости, кадрового потенциала. На основе указанного набора требований стоит задача по проведению комплексной оценки потенциала университетов, по результатам которой будет сформирован перечень университетов, имеющих право претендовать на получение государственной поддержки.
На основании этой комплексной оценки потенциала опорных вузов должен быть проведен конкурсный отбор с целью предоставления государственной поддержки на реализацию программ и проектов развития университетов, разработанных совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы. Ключевыми условиями предоставления государственной поддержки будет являться модернизация образовательной деятельности, прежде всего, в части разработки и реализации гибких образовательных программ, обеспечивающих мобильность выпускника на рынке труда за счет качества сформированности компетенций в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения и адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ, которые обеспечат получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда и потребностям работодателей; формирование системы непрерывного профессионального роста научно-педагогических работников в партнерстве с организациями реального сектора экономики; включенность в стратегическую повестку научно-технологического развития.
Комплексная оценка эффективности подготовки кадров университетами для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации должна будет обеспечиваться в рамках ежегодного мониторинга реализации программ и проектов развития университетов, а также законодательно установленного ежегодного мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования.
Таким образом, данный проект обусловлен необходимостью экспертно-аналитической поддержки проведения комплексной оценки потенциала существующих университетов, в том числе в интересах последующего предоставления им государственной поддержки.
Целью проекта является развитие российских университетов, нацеленных на подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и организационных механизмов комплексной оценки их потенциала.
Решаемые задачи: