Наталья Михальченкова: Сетевое взаимодействие вузов СЗФО актуально в контексте российского мегапроекта по освоению и развитию Арктики

По ее мнению, также для успешного решения задачи социально-экономического развития региона требуется использование потенциала образовательных, научных организаций и предприятий, стимулирование их активного взаимодействия для объединения ресурсов и инфраструктуры, обеспечения прогрессивной образовательной и научно-исследовательской базы, собственного потенциала дальнейшего развития. 

Это сотрудничество заключается не только в сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ, но и совместном участии в научно-исследовательских проектах, проведении совместных конференций, приглашении ведущих ученых и практиков для реализации образовательного процесса, - подчеркнула Наталья Михальченкова

Говоря о вузах Республики Коми, она отметила, что, например, Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина уже проводит работу по организации взаимовыгодного сотрудничества с вузами, близкими по направленности или спектру реализуемых образовательных программ. 

В рамках сетевого взаимодействия осуществляется реализация программ с Национальным исследовательским Мордовским госуниверситетом им. Огарева («библиотечно-информационная деятельность») и с Удмуртским госуниверситетом («педагогическое образование»). 

Последний пример представляет собой яркий пример сетевой формы реализации образовательных программ как закономерного этапа участия вузов в глобальных проектах и экспериментах федерального уровня. 

Действительно, многие элементы сетевого взаимодействия реализуются в рамках межвузовских проектов, которые могут стать в дальнейшем основой для сетевых программ. В частности, и СГУ им. Питирима Сорокина и Удмуртский госуниверситет являлись участниками федерального проекта модернизации педагогического образования, реализовывали мероприятия в рамках его экспериментальной программы, что в частности облегчило совершение прорыва в реализации сетевого взаимодействия, - сообщила вице-премьер. 

Сетевое взаимодействие вузов СЗФО, отметила Наталья Михальченкова, становится особенно актуальным в контексте российского мегапроекта по освоению и развитию Арктики в части подготовки квалифицированных кадров. 

Получение СГУ им. Питирима Сорокина статуса опорного вуза подчеркнуло вторую закономерность деятельности университета – поиск партнеров, близких не только идеологически либо социально-экономической позицией в своем регионе, но и играющие важную роль в формировании кадрового потенциала и научно-образовательной среды собственного региона и – шире – СЗФО или Арктической и приарктической зоны Европейского Севера России. 

В частности, был проведен анализ возможности реализации сетевых образовательных программ со вторым значимым вузом Коми – Ухтинским техническим университетом, в 2017 году заключен договор о сетевой реализации программы «Экологическая безопасность и управление природопользованием в Арктическом регионе» (направление подготовки «Экология и природопользование») с Северным (Арктическим) федеральным университетом, в ближайшее время планируется начало сетевой реализации указанной программы. 

Формированию устойчивых связей с архангельским САФУ способствовало взаимодействие вузов в рамках действующего объединения университетов. 6 июня 2016 года, напомнила Наталья Михальченкова, для консолидации усилий в сфере интеллектуального освоения и подготовки кадров для обеспечения устойчивого развития Арктики был создан Национальный арктический научно-образовательный консорциум (НАНОК). В рамках НАНОК предусмотрено развитие сотрудничества ведущих университетов арктического региона, осуществление ими совместных образовательных и научно-инновационных проектов, информационный обмен в части обеспечения реализации государственной политики в Арктике. СГУ им. Питирима Сорокина вошел в состав НАНОК тогда же в июне 2016 года, УГТУ – в марте 2017 года. 

Приведенные примеры показывают, что одним из наиболее эффективных условий реализации сетевого взаимодействия вузов для обеспечения решения задач социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа является наличие четко сформулированной на внутри- и межвузовском уровне организационно-методической структуры, позволяющей выстраивать согласование между университетами не стихийным образом, а исходя из общих, единых принципов, целей, задач, - пояснила Наталья Михальченкова. 

При этом сетевая форма реализации образовательных программ является только базой для полноценного объединения образовательных, кадровых, научных, информационно-технологических ресурсов вузов. 

Действительно, эффект сетевого сотрудничества во многом заключается в расширении возможностей получения уникальных компетенций студентами и преподавателями, оно означает улучшение качества образовательных программ, доступа к объединенным ресурсам участников сети, индивидуализацией образования. Однако следующим этапом развития идеи, по мнению представителей нашего опорного вуза, может стать «сетевой университет», явление куда более значительное и претенциозное, - отметила вице-премьер. 

Наиболее глобальным проектом СГУ им. Питирима Сорокина в области сетевого взаимодействия вузов с учетом цифровой трансформации экономики является подготовка к полноценному функционированию Сетевого университета Ассоциации финно-угорских университетов (АФУУ). 21 октября 2016 года в Югорском госуниверситете члены АФУУ обсудили сетевое взаимодействие вузов Ассоциации. Меморандум о создании сетевого университета АФУУ подписали представители шести вузов, при этом два из них относятся к вузам, обеспечивающим подготовку кадров для СЗФО. 

Целью создания Сетевого университета АФУУ является налаживание и координация сотрудничества в сферах академической мобильности, научных исследований, технологических разработок и инноваций, повышения конкурентоспособности в национальном и международном масштабах. 

Необходимо отметить интерес к работе Ассоциации со стороны университетов Финляндии и Венгрии. Организация международного сотрудничества (в частности, СГУ имени Питирима Сорокина имеет опыт организации такого взаимодействия с Университетом Сэма Хьюстона, США) безусловно является новым вызовом на пути повышения качества образования и подготовки к участию в экспорте российского образования. Однако базовой для СГУ им. Питирима Сорокина является ориентация на подготовку кадров для региона и – более широко – для экономики Северо-Западного федерального округа, - сказала Наталья Михальченкова

Сетевое взаимодействие, по мнению вице-премьера, может быть реализовано посредством разнообразных универсальных механизмов: совместные образовательные программы, дистанционное обучение, независимая оценка качества образования, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, научно-практические конференции, выставки, форумы, в том числе, виртуальные. Действующей организационной моделью взаимодействия в этом направлении является консорциум. 

Образовательное и научное сотрудничество в Арктической зоне Российской Федерации осуществляется в контексте полноценного участия организаций – членов Совета ректоров Республики Коми в ряде государственных, общественных и профессиональных ассоциаций, стратегической целью которых является наращивание присутствия Российской Федерации в Арктике и реализация глобальных арктических проектов. 

Источник