Итоги Зимней политехнической школы-симпозиума СибГУ им. М.Ф. Решетнева «Мы будущее России»

Как же сделать выбор профессии для учеников именно их выбором? Школьника можно лишь заинтересовать. 29 января – 2 февраля 2018 года в стенах СибГУ им. М.Ф. Решетнева проходило масштабное профориентационное мероприятие для старшеклассников Красноярского края – 27 Зимняя политехническая школа-симпозиум «Мы будущее России».

В течение недели ребята проводили исследования, ставили эксперименты, обрабатывали и оценивали свои результаты, участвовали в профессиональных лекториях, многочисленных конференциях по различным направлениям. По каким? – спросите вы. Мы вам с удовольствием расскажем.

«Нейроинформатика»

Основная идея данного трека – показать школьникам возможности современных систем искусственного интеллекта на примере нейронных сетей и других систем искусственного интеллекта.

Как отмечает руководитель трека Жуков Леонид Александрович в рамках данного направления школьники познакомились с учебно-лабораторной базой университета, научными направлениями факультета, развивали свою творческую активность, научный интерес к техническим знаниям. «В процессе работы мы знакомили ребят с современными архитектурами ЭВМ и методами обработки информации; рассматривали особенности работы параллельных систем, разных видов нейронных сетей, других видов систем искусственного интеллекта; выполняли учебно-исследовательскую работу с использованием готового программного обеспечения и специальной технологии использования нейронных сетей».

«Волшебство химии»

Здесь участники трека работали в химических лабораториях университета, познакомились со специализированными приборами, посудой и оборудованием, которых нет в стенах общеобразовательных школ. В этом году был сделан упор на проектную деятельность, где основным преимуществом является работа школьников руками: под присмотром преподавателей они самостоятельно проводили опыты, получали химические вещества, учились оформлять свою работу и фиксировать ее. «Хочу отметить, что программа, которую мы предлагали в рамках нашего трека, очень высокого уровня: опыты шире, сложнее и сравнимы с теми, что проводят студенты-химики первых курсов обучения. Но все же уровня подготовки ребятам хватило для плодотворной работы», - отмечает руководитель трека Косицына Анна Сергеевна, доцент кафедры органической химии и технологии органических веществ, кандидат химических наук.

Как говорит Мазуров Никита, ученик 10 класса лицея № 1, данный трек он выбрал не случайно: «Я являюсь учеником специализированного класса по химии и биологии, и когда наш учитель предложил принять участие в данной школе-симпозиум сомнений по выбору направления не было. В школе, к сожалению, мы не работаем с установками, у нас есть только базовые пробирки и небольшое количество различных химических веществ, а тут мы смогли провести многоступенчатую химическую реакцию. Это, безусловно, полезный опыт».

«Технологическое предпринимательство»

Данный курс был построен следующим образом: сначала участники работали по теме «командообразование», затем рассматривали основы формирования старт-апов и основы поиска эффектов в тех идеях, которые они сами придумывали. Далее следовала работа в группах по поиску и продвижению идей, где школьники демонстрировали свои знания в области экономики.

«Основная задача, которую мы для себя ставили в работе с ребятами – расширить для них горизонты, независимо от того, кем они станут. Современный мир таков, что им придется заниматься технологическим предпринимательством, искать пути улучшения жизни, адаптироваться к тем технологическим изменением, которые сейчас очень быстро происходят. Наша задача сделать так, чтобы они были мотивированы к поиску идей собственного бизнеса, чтобы они сознательно подходили к выбору профессий и, что более важно, к развитию собственных компетенций, построенных на активной жизненной позиции», комментирует руководитель трека Мельникова Елена Викторовна, заведующая кафедрой экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса.

Старовойтова Юлия, воспитанница школы № 30 11-го класса: «Я выбрала данный трек, потому что мне близка эта тема и участвую в школе уже второй год. Я была на различного рода бизнес-тренингах, но здесь мне нравится гораздо больше, так как программа более информативная и интересная и вся наша работа была выстроена по принципу интерактива».

«Физика»

В рамках данного трека участники прослушали лекции разноплановой тематики: «Физика и жизнедеятельность человека», «Пространство и время», «Основные законы природы, их связь», «Основы космологической концепции», «Физические методы исследования биологических объектов» и другие, участвовали в викторинах. Как отмечает руководитель трека Юшкова Евгения Юрьевна, доцент кафедры технической физики, кандидат физико-математических наук, в физике очень важен эксперимент, поэтому организаторы предлагали ребятам мини-исследования, кульминацией которых стала конференция. Так же ребята посетили интерактивный музей науки «Ньютон парк».

Кофинов Владислав, одиннадцатиклассник школы № 76 говорит, что выбрал именно этот трек, так как хотел расширить свои знания в области физики: «В рамках школы мы познакомились с разделом «Биофизика», которого в школьной программе нет и, соответственно, до настоящего момента я еще не рассматривал физику с данного ракурса. Именно в этом и заключается огромный плюс подобных мероприятий. Организаторы дарят нам возможность не только прокачать свои знания, но и получить новые, которые пригодятся в будущем».

 

«Мы создаем свою реальность»

Данный трек включал в себя блок лекционных, практических и творческих занятий. Именно здесь ребята постигли основы   эргономики, принципы и приемы эргономического исследования, его связь   с другими науками; изучали понятия пользовательского интерфейса, психологии взаимодействия человека и компьютера; познакомились с современными информационными технологиями поддержки принятия управленческих решений и многое другое.

«Реализовывая нашу программу, мы хотели поспособствовать развитию алгоритмического мышления у школьников, развитию их познавательного интереса к информатике. Мы старались развить творческий подход при выполнении практических заданий, усовершенствовать навыки использования компьютерных технологий», - отмечает руководитель трека Гриценко Екатерина Михайловна, заместитель директора института информатики и телекоммуникаций по учебно-методической работе.

«Волшебный мир психологии или познай себя»

В течение недели для ребят была организована работа по 4 площадкам разного формата, где в процессе прохождения материала они познакомились с актуальными проблемами современной психологической науки, начиная с общих аспектов. Ребята затрагивали такие темы как «Познай себя», «Внутренние и внешние коммуникации» и многое другое. Также для абитуриентов организаторы разработали тренинг на весьма актуальную тему «Уверенность в себе», благодаря которому они смогли найти ответы на следующие вопросы: «Кто я?», «Какой я?» «Какими ресурсами я обладаю?» «Я как субъект профессиональной деятельности». Руководитель трека Ливак Наталья Степановна, заведующая кафедрой психологии труда и инженерной психологии: «Мы не давали им готовых шаблонов и ответов, мы только их направляли, поддерживали и подводили к тому, что они начинали размышлять и задумываться. Те же самые профессиональные образы нарисованы из вне и часто случается так, что ребята до конца не понимают сути и содержания той или иной профессии. А такие интерактивные и познавательные инструменты дают им возможность понять, как это устроено на самом деле».

«Микроорганизмы – объекты биотехнологии»

Здесь ребята изучали грибы, вирусы и бактерии, основные методы микроскопирования и культивирования. По итогу ребята сделали доклад на проблемные темы различного характера: ГМО, биологически активные вещества, стволовые клетки, генная инженерия, вакцины. «Наибольший интерес у ребят вызывает тема вирусов, культивирования съедобных грибов, генная и клеточная инженерия», - отмечает руководитель трека Литовка Юлия Александровна, доцент кафедры химической технологии древесины и биотехнологии, кандидат биологических наук.

«Управление социальными изменениями: реклама, PR, благотворительность»

На данном треке будущим пиарщикам и социологам рассказали о специфике работы благотворительных проектов в Красноярском крае. С участниками работали ведущие преподаватели университета, магистранты и внешние эксперты. Школьники познакомились с работой креативной лаборатории, посетили интересные мастер-классы и даже стали героями квеста «Точки социального роста». А студенты университета провели для участников просмотр и анализ социальных видеосюжетов (социальная реклама).

Александр Михайлов, студент Института информатики и телекоммуникаций (ИИТК), участник и победитель всероссийских конкурсов видеороликов, который показал участникам алгоритм создания видео социальной рекламы, отмечает: «Я считаю, что самое главное – это воспитывать в себе грамотного зрителя, а для того, чтобы им стать необходимо разбираться в нюансах, знать этапы производства, уметь читать визуальный язык. Школьникам всё это обязательно пригодится в будущем при создании видео о собственных проектах».

«Метрология – мир измерений вокруг нас»

Метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. В школьной программе нет такого предмета, однако будущим инженерам обязательно предстоит столкнуться с метрологией в университете. Ведущие преподаватели Института машиноведения и мехатроники (ИММ) рассказали ученикам об основах метрологии и технических измерениях. Итоговым этапом трека стала защита проектных работ «Метрологическое обеспечение линейных размеров».

 «Естественно, метрология, как наука, школьникам не знакома, но она смежна с физикой и геометрией, - отмечает заместитель директора ИММ по воспитательной работе Беспалова Евгения Дмитриевна. - Мы старались проводить лекции в игровой форме, чтобы материал стал более доступным. Такая подача материала, позволила уже к окончанию нашей работы с ребятами повысить их знания в рамках дисциплины «метрология». Самые стойкие дошли до финала и успешно защитили проекты. Мы с удовольствием ждём их в стенах нашего вуза уже в качестве студентов».

«Ракетостроение (Космическая инженерия)»

На данном треке школьники знакомились с основами инженерной деятельности, устройством и назначением ракет, траекторией полёта и системой автоматического регулирования полёта. Участники стали героями образовательной игры «Я – руководитель конструкторского бюро». Особенно интересной была демонстрация работы на 3D принтере.

«В рамках трека ребята получили теоретические знания в области разработки инновационных проектов ракетостроительной отрасли. Мы провели экскурсию в лабораторию ракетостроения, где старшеклассники получили практический опыт разработки композитных изделий. Особенно было приятно то, что участники трека научились работать в команде, создавая итоговый проект раскрытия солнечной панели» - отмечает руководитель трека, доцент кафедры двигателей летательных аппаратов Института космической техники (ИКТ) Кубриков Максим Викторович.

«Секреты успешного бизнеса»

Этот трек стал одним из самых популярных у участников политехнической школы-симпозиум, его участниками стали почти 30 старшеклассников, хотя изначально программа была рассчитана на 15. Как говорит руководитель трека Позднякова Анастасия Леонидовна, доцент кафедры бухгалтерского учёта Инженерно-экономического института (ИЭИ), кандидат педагогических наук: «Интерес к нашему треку объясняется тем, что мы живём в условиях рыночной экономики и каждый школьник в перспективе мечтает открыть своё дело, создать бизнес, быть независимым. Понимая современные реалии и психологию молодёжи, мы разработали программу интересную и полезную для будущих бизнесменов».

Работа трека заключалась в разработке и презентации бизнес-идеи. Проводились лекционные и практические занятия, начиная от идеи создания бизнес-планирования, заканчивая распределением заработной платы. Итоговым мероприятием стала защита бизнес-проектов, которые школьники разработали за четыре дня.

2 февраля состоялась церемония награждения, где стали известны имена победителей в командном и личном первенстве, грамоты которых будут учитываться в качестве индивидуальных достижений при поступлении в СибГУ им. М.Ф. Решетнева.

Источник