Минобрнауки утроило количество опорных университетов

Минобрнауки 17 апреля объявило о завершении второго этапа конкурса программы, предполагающей объединение региональных вузов в многопрофильные опорные университеты. В числе победителей экспертный совет ведомства назвал 22 вуза, которые разделены на две группы. В первую группу попали вузы, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Среди них Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Мурманский арктический госуниверситет, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский и Череповецкий госуниверситеты и Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова.

Во второй категории оказались еще 14 университетов, которые получат аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотации только из региональных бюджетов. В эту группу попали Алтайский госуниверситет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Калмыцкий госуниверситет им. Б. Б. Городовикова, Кемеровский госуниверситет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Марийский госуниверситет, Новгородский госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский и Псковский госуниверситеты, Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина, госуниверситет Сочи, Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина, Тольяттинский и Ульяновский госуниверситеты. Победители были отобраны после рассмотрения 80 заявок.

«Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону,— заявила “Ъ” глава Минобрнауки Ольга Васильева.— Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке». По ее словам, перед каждым отобранным вузом ставится задача «стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал». «Количество поступивших заявок наглядно показывает растущий интерес к программе, и мы, безусловно, продолжим ее дальнейшее развитие»,— пообещала госпожа Васильева. Ранее в ведомстве отмечали, что количество опорных вузов в будущем может достигнуть 150.

Первые 11 опорных университетов были выбраны Минобрнауки в январе 2016 года. Тогда статус опорных получили Костромской технологический, Тюменский нефтегазовый, Уфимский нефтяной технический и Сибирский аэрокосмический университеты, Донской, Волгоградский, Воронежский, Омский и Самарский технические университеты, а также Вятский государственный университет и Орловский университет имени Тургенева. Согласно условиям программы создания опорных университетов, в конкурсе на этот статус не могут участвовать высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, вузы—участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5–100», университеты из категории федеральных, а также вузы, расположенные в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тыс., доходы вуза — не менее 2 млрд руб.

В 2015 году авторы идеи создания опорных вузов не скрывали намерения добиться повышения качества образования за счет сокращения числа учебных заведений на 10–15%. Обязательным условием для участия в программе является реорганизация, то есть два или более региональных вузов должны объединиться в один. Реорганизация должна способствовать «социально-экономическому развитию субъекта федерации», отмечается в приказе министерства.

Отобранные вузы в ближайшие три месяца должны представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития. Для ее реализации каждый вуз-победитель получит дополнительную субсидию ежегодно в течение трех лет. В прошлом году ее размер достигал 200 млн руб. Как вузы будут финансироваться в этом году, будет рассчитывать совет программы для каждого университета индивидуально. В совет, кроме чиновников Минобрнауки, входят ассоциации работодателей, представители региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества.

Опыт первой волны в целом успешный, считает руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов. Были действительно яркие и значимые изменения в жизни университетов, говорит он: «В образовательной деятельности, в науке, во влиянии на региональное развитие». Ключевая проблема для вуза в том, чтобы переоценить свою миссию в регионе, понять, как именно стать «фишкой» региона, как повысить его привлекательность, считает господин Семенов: «Это ключевой вызов для вузов, как показывает опыт. Как правило, в существенных изменениях нуждается подход к кадровой политике вуза и к выстраиванию партнерств с внешними партнерами, в том числе работодателями». По словам эксперта, первый год программы показал, что вузы справляются с этим по-разному, и участники второго этапа должны учитывать их опыт, планируя свои программы развития.

Из источника: http://www.kommersant.ru/doc/3274633?utm_source=kommersant&utm_medium=main&utm_campaign=read.