Проект опорного вуза – «Региональный модельный центр дополнительного образования детей»


Немного истории

Центр дополнительного образования детей был создан на примере образовательного центра «Сириус» – руководство образовательной площадки оказывало максимальное содействие при создании региональной площадки в опорном вузе.


Напомним, что образовательный центр «Сириус» – это уникальная площадка в мировой практике по работе с одаренными детьми, а также по выявлению склонностей к науке, спорту и искусству у ребят. Проектная программа «Большие вызовы» включает себя множество различных тематических смен, в рамках которых дети реализуют свой потенциал. В цели центра также входит аккумулирование и внедрение передовых практик в образовательную деятельность и последующее транслирование их в регионы.


«Наша история началась в 2008 году, когда мы выиграли грант министерства образования на поставку специализированного оборудования по работе в области нанотехнологий. Опорный вуз стал одним из четырех победителей. Но одним из условий поставки данного оборудования стала работа с детьми в области нанотехнологий», – рассказывает Юрий Хрипунов, директор Ресурсного модельного центра дополнительного образования детей.

Далее последовали годы плодотворной работы. В 2016 году «Сириус» увидел опыт, который за это время получил региональный центр, а также набор компетенций участников проекта. Так, Юрия Хрипунова пригласили для работы в образовательном центре для создания лаборатории нанотехнологий, её запуска и сопровождения в рамках первой проектной смены. Данную лабораторию предстояло открыть в сочинском Олимпийском парке в Главном медиацентре. [одна из основных площадок Всемирного фестиваля молодежи 2017, – прим. ред.]

«Тогда мы не только вложили свой опыт, но и приобрели совершенно новый по строительству подобного рода образовательных площадок. С того момента и началось активное сотрудничество опорного университета и «Сириуса», – комментирует Юрий Хрипунов.


Кстати, запуск лаборатории прошел успешно. Совместно с Юрием Вадимовичем над ее созданием трудились Евгений Гудилин, член-корреспондент РАН, в тот момент руководитель направления нанотехнологий, и Анна Семенова, методист смены. Работа подобной «научной связки» была оценена на высшем уровне – по окончании первой смены, президент России Владимир Путин признал ее успешной.


Современное развитие

После открытия лаборатории опорному вузу было предложено провести отбор на смену «Большие вызовы» 2017 года. Что и было сделано. Наш региональный опыт считается одним из передовых на территории России – центры в Орловской, Московской и Липецкой области являются лучшими и самыми успешными в стране.

«Если говорить о результатах, то в 2018 году было охвачено 28 регионов в рамках конкурса «Большие вызовы». При этом мы не только не потеряли свою квоту. Всего в смене участвует 400 детей, двести из которых отбираются через дистанционный конкурс. Оставшиеся участвуют в различных мероприятиях в региональных центрах. Если говорить о цифрах, то при пересчете получается, что менее 10 детей из региона могут попасть в «Сириус». Орловская область в 2018 году оправила 12. То есть мы не только не потеряли квоту, но и увеличили ее. Успешность очевидна», – рассказывает Юрий Хрипунов.


Корреспондент управления информационной политики побывал на 6-ой Всероссийской молодежной научно-практической конференции Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева «МИФ-2018», которая и является отборочным региональным этапом в центр «Сириус». Подробности можно узнать в соответствующем материале на сайте опорного вуза.


Уже сейчас опытом орловского центра интересуются коллеги из других регионов. На последней смене «Больших вызовов» в конце июля работники Регионального модельного центра дополнительного образования детей стали спикерами проектной программы и провели интерактивный мастер-класс по направлению управленческих решений.

«По анкетам обратной связи было видно, что наш опыт, наше общение стали для наших коллег полезным. После, уже в индивидуальном порядке, они задавали вопросы и выразили желание приехать к нам и поучаствовать в курсах повышения квалификации», – рассказывает Юрий Хрипунов.


Мини-дорожная карта

За годы своей работы Центр реализовал огромное количество различных проектов. Расскажем о некоторых из них и поделимся их результатами.


На данный момент в Региональном модельном центре дополнительного образования детей работает 12 юношеских специализированных научно-исследовательских школ. Это уникальный проект не только для Орловской области, но и для всей России. Дело в том, что ЮСНИШ рассматриваются, прежде всего, как первая ступень непрерывного образования, которая позволяет детям еще со школьной скамьи войти в научную среду университета, подключиться к решению ключевых задач, которые реализует вуз. С 1 сентября 2018 года запустится еще несколько школ – уже ведутся переговоры с партнерами проекта.


Отметим, что в опорном вузе реализуются юношеские специализированные научно-исследовательские школы и по гуманитарным направлениям, что является большой редкостью не только для региона, но и страны.


В ОГУ им. И.С. Тургенева создана система лагерных смен «Территория успеха». В этом году она была проведена на базе Спасско-Лутовиновской школы. Как показывает практика, помимо 10-месячного обучения в ЮСНИШ и представления результатов на различных конкурсах, необходимо закрепить полученные компетенции. И сделать это за короткий промежуток времени. Так, всего за 21 день на «Территории успеха» ребята создают уникальные проекты и защищают их. Также в рамках этой работы был выявлен ряд проблем, которые касаются именно сельских учреждений образования, над решением которых сотрудники Центра будут работать в ближайшее время.

Подписано соглашение и создана базовая кафедра совместно с Всероссийским детским центром «Артек». Теперь опорный университет будет выпускать высококвалифицированных профессиональных вожатых. По сути, это педагоги-универсалы, который не просто сопровождают детей в рамках лагерных смен, но и помогают в реализации образовательных программ, являясь научными руководителями в проектной деятельности.

В университете проводится активная деятельность по олимпиадному движению – в опорном вузе представлены все предметные направления.

Также запущен проект с лабораторией когнитивных технологий образовательного центра «Сириус» по обработке данных, который получил Региональный модельный центр дополнительного образования детей в результате 6-летней работы конференции «МИФ» и 10-летнего функционирования юношеских специализированных научно-исследовательских школ.

Однако самое главное, что Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева выступает открытой площадкой, на которой педагоги, дети, эксперты и крупные ученые могут наладить тесные контакты. Такое общение обязательно выльется в творческое, научное или иное развитие детей.

Каждый регион, который обладает подобным модельным центром дополнительного образования детей, выполняет определенные заданные функции: отбор талантливых детей, их обучение по уникальным образовательным траекториям и дальнейшее сопровождение. Однако каждый субъект федерации делает это по-своему, исходя из ресурсов и возможностей.

«Мы в Орловской области пошли своим путем. Наш Центр считает, что главный ресурс – это время ребенка, которое необходимо грамотно распределять. И вся инфраструктура, кадровый потенциал, технологии, методические наработки должны работать именно на то, чтобы наши дети получали максимум ресурсов для собственной реализации. Именно так мы создаем среду возможностей», – подчеркивает Юрий Хрипунов.


Данный проект – это один из этапов большого проекта развития дополнительного образования детей в Орловской области на базе опорного университета. Центр будет развиваться и дальше – сейчас идет активная стадия формирования и исполнения. Уже совсем скоро юные ученые, изобретатели и инноваторы войдут в мир большой науки и, быть может, перевернут сложившиеся устои и станут основой нового, светлого будущего.

Источник