В опорном вузе закончились курсы повышения квалификации учителей

На данный момент те задачи, которые поставлены перед системой образования, являются достаточно специфичными и сложными, а сама форма работы требует определенных компетенций от всех участников образовательного процесса. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева реализует стратегический проект «Региональный ресурсный модельный центр дополнительного образования детей» как раз для проведения скорейших трансформационных изменений в регионе. По сути, на данный момент, опыт опорного вуза является передовым не только для региона, но и для всей страны. Поэтому создание подобных курсов было лишь вопросом времени.

«На самом деле мы планировали провести этот модуль еще два года назад. Но все-таки решили отложить, поскольку тогда мы не проводили исследование потребностей и проблематик по стране и не могли наверняка знать, на что опереться, создавая программу. Позже состоялась моя работа в проекте по организации проектно-исследовательской деятельности специализированных модулей по нанотехнологиям совместно с РОСНАНО. Там я увидел контингент учителей, те проблемы, которые существуют в регионах, что позволило спроецировать их на нашу Орловскую область. И после этого мы сумели скомпоновать эффективную программу и образовательные модули, которые сейчас мы и преподаем», – рассказывает Юрий Хрипунов, директор Регионального ресурсного модельного центра дополнительного образования детей. 

В Орловской области это первый опыт проведения подобных курсов повышения квалификации. В нем приняли участие 12 человек. Организаторы подошли к отбору участников так: единственный способ проверить, работает ли образовательная программа должным образом – проследить за результатами школьников, которые обучаются по ним. Было решено отобрать тех преподавателей, чьи ученики заняли призовые места на всероссийской конференции МИФ-2018, которая проходит на базе опорного университета и организовывается Региональным ресурсным модельным центром дополнительного образования детей.


Участниками стали не только орловские преподаватели. Данными курсами заинтересовались коллеги из Бийска, Алтайский край. Их учебное заведение, Бийский лицей, занимается весьма эффективной работой со школьниками – сейчас они решили внедрить проектно-исследовательскую деятельность в области нанотехнологий. На полях этих курсов для них был сделан специализированный модуль.


«Если говорить о самих модулях, то мы познакомили учителей с той системой, которая должна быть выстроена, с той моделью, которую мы реализуем в рамках нашего центра. Затем мы рассказали о тех социальных программах, которые обязательно должны быть включены в образовательную систему – речь идет прежде всего о программе «Автономия и безопасность личности». Не обошли вниманием и проектное управление как важную составляющую подобного инновационного процесса. И только после этого мы перешли к содержанию, которым необходимо заполнить саму систему: рассмотрели содержание, сформулировали, что такое «одаренность», «талант» и как с ними работать», – рассказывает Юрий Хрипунов.


Пояснение на полях.

В свое время многие люди пытались дать определение нанотехнологиям. По многим причинам это не получалось «сходу». Дело в том, чтобы дать определение такому сложному и многогранному понятию, необходимо рассмотреть структуру знания о нем, сформировать проблемы, которые решает наука, а также проследить тонкости работы в самой области. Аналогичный принцип был основой для данных курсов – на них «по полочкам» разбирались основы проектно-исследовательской деятельности.


Данные курсы повышения квалификации вели руководители ЮСНИШ и специалисты опорного вуза, а именно:

  • Владимир Прокохин, директор проектного офиса, который познакомил учителей с системой проектного управления, с его проблематизацией, структурой.
  • Станислав Махов, руководитель ЮСНИШ «Автономия и личная безопасность», познакомил преподавателей с подходами в области формирования личной безопасности, формирующей у детей самосознание, саморазвитие, личность, идеологию патриотизма.
  • Евгений Грибанов, руководитель ЮСНИШ «Нанохимия», провел предметный модуль для учителей-естественников по построению проектно-исследовательской деятельности, показал связь с предметной областью и, соответственно, на примере продемонстрировал ту структуру, которая начинается с непосредственной работы со школьниками и заканчивается контролем через их результат на различных конкурсах, выставках, тематических сменах.

  • На плечи Юрия Хрипунова легла разработка самой программы и знакомство коллег опытом работы как ЮСНИШ «Основы нанотехнологии», руководителем которой он является, так и со структурой, которую формирует Региональный ресурсный модельный центр дополнительного образования детей.

Небольшое отступление

Программа «Автономия и личная безопасность» заслуживает отдельного внимания. Ей интересуется большое количество коллег со всей страны. На данный момент опорный вуз начинает активную работу со Всероссийским детским центром «Орленок», чтобы на его базе создать центр подготовки детей и специалистов по этой программе.


«В планах у нас не только продолжать развивать курсы повышения квалификации, но и проводить профессиональную переподготовку учителей в рамках направления «Педагог дополнительного образования». За те 16 часов, что мы посвятили нашим участникам, мы дали обзорную информацию, по сути, определение той работы и принципов ее построения в учебном заведении. Самое интересное только впереди», – комментирует Юрий Хрипунов.

Региональный ресурсный модельный центр дополнительного образования детей планирует вывести подобную работу на совершенно новый уровень. Но для этого необходимо охватить большое количество учителей и включить их в инновационный образовательный процесс. Отчасти, это уже происходит через, например, конференцию «МИФ», Конкурс научно-технологических проектов. В этом году на базе опорного вуза стартует новый партнерский конкурс «Траектория Стэнфорд», который будет приравнен к школьному этапу Конкурса научно-технологических проектов. Это означает, что уже сейчас формируется единая конкурсная система, в которой каждый преподаватель может создать для своего ученика персональный образовательный маршрут.

Более того, совместно со школьником должен «идти» и преподаватель – на данный момент у Регионального ресурсного модельного центра дополнительного образования детей множество внешних партнёров, которые часто приглашают на свои площадки одаренных детей. Если же провести по этим образовательным векторам и преподавателей, то это позволит им обновить знания о современном производстве, делающим акцент на прикладных задачах, о цифровой экономике. По сути, главная задача – познакомить всех участников учебного процесса друг с другом.

Следующий год не станет исключением, и конференция «МИФ» также будет точкой, через которую ресурсный центр будет выбирать научных руководителей и учителей на курсы подготовки.

«Если они работают с детьми настолько эффективно, то нам необходимо обратить на них внимание и тесно работать с ними. И результаты не заставят себя ждать», – заключает Юрий Хрипунов.

Источник