Совместный проект опорного вуза был презентован на IT-конференции «ТУРГЕНЕВ DIGITAL»

Программа форума состояла из двух больших блоков – мастер-классов и лекционной площадки для IT-специалистов. На фоне этих сессий ярко выделялся совместный проект Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и компании «ОрелСайтСтрой», который был представлен в тематической зоне.

Каждому желающему было предложено определить его психотип личности с помощью особой обучаемой системы. Для этого необходимо было просто «подобрать» себе квартиру через сайт компании. За 15 секунд нейронная сеть определяет, кто вы – рефлексивный или импульсивный человек. На первый взгляд это может показаться развлечением, однако данная разработка представляет из себя как большой коммерческий, так и научный потенциал.

«Мы побывали на конференции Яндекса, где состоялась презентация подобной по духу разработки. К сожалению, она была «закрытой» для всеобщего использования. А нам захотелось, чтобы такая технология была доступна всем. Спустя некоторое время я написал техническое задание, с которым мы и пришли к ученым Орловского государственного университета. Задача стояла сложная – на стыке фундаментальной науки, высшей математики, программирования, психологии. Скажем так, очень много было сплетено всех ниточек, которые и привели в университет», – рассказывает Денис Цветов, руководитель компании «ОрелСайтСтрой», интернет-маркетолог, спикер ТУРГЕНЕВ-DIGITAL.

«Мы уже давно сотрудничали с Денисом Цветовым – познакомившись на конференции, мы начали приглашать его к нам в Бизнес-инкубатор в качестве эксперта, спикера. Началась действительно живая и активная работа. И в какой-то момент Денис пришел к нам с идеей создания такой системы, позволяющей определять особенности психологии потенциальных пользователей сайтов. Мы с Аленой Ярославовной [Уваровой, директором департамента инновационной политики опорного вуза, – прим.ред.] поддержали инициативу и помогли найти точки соприкосновения с людьми, которые могли бы помочь», – рассказывает Олег Дорофеев, директор Бизнес-парка Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.

Перед учеными опорного вуза стояла действительно сложная и наукоемкая задача. Похожие исследования уже велись – как было сказано выше, компания «Яндекс» успешно реализовала подобные механизмы в своих продуктах.  Тем не менее, не только национальные компании ведут исследования в этом направлении. Существуют и более мелкие, которые только выходят на уровень стартапов. При разработке их версий разработчики пользовались самыми разными методами идентификации и анализа поведения пользователей. И методика системы, созданной в опорном вузе, по сути, уникальна.

«В системе применяются методы искусственного интеллекта, нейронной сети для распознавания психологического типа пользователя по его поведенческим особенностям ­– как он управляет мышью, клавиатурой. В зависимости от этого сеть определяет его психотип и дает команду на изменение вида интерфейса сайта, подачу определенного вида рекламы, которая целевым образом будет воздействовать на этого клиента», – рассказывает Алексей Фролов, заведующий кафедрой программной инженерии.

Слева направо: Алексей Фролов, Денис Цветов, Олег Дорофеев

В разработке принимают участие специалисты ОрелСайтСтрой, которые занимаются экспериментальной отработкой и тестированием. Основная наукоемкая работа по созданию системы распознавания психологического типа лежит на специалистах Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, а именно Центра информатизации, кафедр программной инженерии, информационных систем, общей и возрастной психологии, социальной психологии и акмеологии.


Роль ученых из Института педагогики и психологии заключалась в подборе тестов, экспертизе, составлении методики проведения обучения с точки зрения корректности определения психологического типа.


Студенты также приняли активное участие в разработке данной системы – в 2018 году были защищены две выпускных квалификационных работы по этой тематике. Сейчас обучающиеся перешли на уровень магистратуры и данный проект также станет темой их выпускной работы.

В итоге со стороны университета на первом этапе, на самом наукоемком, приняло участие 10 человек. Сейчас же осталось 6 человек, которые дорабатывают и усовершенствуют систему.

«Основная работа закончена – сейчас уже создан и успешно работает базовый прототип системы. Нам предстоит его более глубокое исследование с точки зрения оптимизации, чтобы он работал быстрее и качественнее. Также в планах разработка и для других платформ: на данный момент прототип работает только на персональных компьютерах. В планах – переход на мобильные платформы. Уже сейчас мы ведем разработку», – рассказывает Алексей Фролов.


Стабильность работы была опробована многими участниками конференции Тургенев DIGITAL – многие старались обмануть систему, «изображая» активного пользователя или нарочито не предпринимая никаких действий. Однако это сделать не удалось – нейросеть понимала, что ее пытаются перехитрить.


«Наш проект будет полезен всем. Мы не говорим о навязывании рекламы или своих услуг. Речь идет о способе донесения информации. И мы делаем это так, как человек максимально эффективно и в мягкой форме готов был ее воспринимать», – заключает Денис Цветов.


Безусловно, представленный проект важен и для опорного университета – данное новое перспективное направление по созданию инновационных разработок может быть полезным как широкой общественности, так и научному сообществу. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева и в дальнейшем будет продолжать сотрудничать с предприятиями и компаниями Орловской области для успешного развития не только регионального, но и всероссийского рынка.

Источник