Опорный вуз получил статус федеральной инновационной площадки

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева стал федеральной образовательной площадкой (ФИП). Согласно Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации»:

Федеральные инновационные площадки — организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Опорный вуз как федеральная инновационная площадка представляет новый инновационно-образовательный проект "Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу»."

Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем:

1. Лучшие практики по открытию и функционированию домашних мини-яслей, успешные модели и сервисы по их сопровождению на всех этапах жизненного цикла от создания до закрытия.

2. Научно-исследовательские и учебно-методические разработки социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста.

3. Непрерывное профессиональное образование и профессиональный рост работников сферы дошкольного образования.

4. Создание и использование цифровых образовательных ресурсов.

Цель инновационного образовательного проекта – создание цифрового информационно-образовательного ресурса сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста, с возможностью интеграции в деятельность региональных многофункциональных центров в рамках оказания услуги «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста» в целях реализации приоритетных направлений Концепции демографической и семейной политики Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Задача (и) инновационного образовательного проекта:

Организационно-технологические:

  • создание цифрового информационно-образовательного ресурса, включающего электронный сервис по открытию домашних мини-яслей, электронный сервис по социально-психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего возраста, а также электронный сервис повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста;
  • обеспечение доступа к технической инфраструктуре МФЦ для предоставления электронных сервисов по направлению «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста».

Образовательные:

  • разработка и реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки («Домашний гувернер», «Няня по присмотру и уходу за детьми раннего возраста» и пр.) с целью формирования ключевых компетенций, необходимых для открытия домашних мини-яслей и подготовки кадров, реализующих программы раннего развития детей до 3-х лет в соответствии с требованиями цифровой экономики;
  • оказание консультативной помощи семьям, имеющим детей от года до трех лет (психологической, педагогической, социальной, правовой и пр.);

Исследовательские:

  • проведение социологических опросов молодых родителей по выявлению их потребностей в получении психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии детей до 3-х лет;
  • теоретическое и экспериментальное обоснование направлений, содержания и условий социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста;
  • обоснование перечня ключевых компетенций, необходимых для открытия домашних мини-яслей и осуществления программ раннего развития детей до 3-х лет;
  • изучение инновационных моделей и практик организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в соответствии с требованиями цифровой экономики;
  • разработка смежных научных проектов по проблемам социально-психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста на базе Центра инноваций в образовании как структурного подразделения вуза.

Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта:

Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в разработке и внедрении инновационного продукта – цифрового информационно-образовательного ресурса, включающего электронный сервис по открытию домашних мини-яслей с возможностью интеграции его в региональные многофункциональные центры по оказанию государственных услуг, электронный сервис по социально-психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего возраста, а также электронный сервис повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста.  Реализация образовательного проекта определяет необходимость создания в структуре вуза инновационной площадки - Центра инноваций в образовании.

Период реализации инновационного образовательного проекта – 5 лет.

Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

  • обоснование выбора тематики

В настоящее время в Российской Федерации, в том числе в Орловской области, в основном обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Однако проблема охвата образовательными услугами детей раннего возраста (до 3-х лет) сохраняет свою социальную значимость. Особый ракурс рассмотрения данная проблема приобретает в свете основных положений, сформулированных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В частности, предложенный в документе комплекс мер должен обеспечить увеличение численности населения России к 2025 году до 145 млн. человек. Прежде всего, демографический рост ожидается за счет увеличения рождаемости, что приведет к увеличению числа семей, имеющих детей раннего возраста. Кроме того, актуализирует данную проблему предстоящий пересмотр возраста трудоспособности населения, обсуждаемый в рамках пенсионной реформы. Предполагаемое увеличение пенсионнного возраста снижает возможности привлечения представителей третьего поколения к воспитанию внуков, что осложняет уход за детьми раннего возраста в семье.

  • новизна, инновационность предлагаемых решений

Решение обозначенной проблемы обуславливает необходимость создания сети электронных сервисов, выполняющих широкий спектр социальных функций по поддержке семей с детьми раннего возраста. Инновационными направлениями деятельности подобных электронных сервисов может стать оказание консультативных услуг по открытию домашних мини-яслей и социально-психолого-педагогическое сопровождение молодых семей, имеющих детей раннего возраста, а также реализация соответствующих программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Степень инновационности создаваемых продуктов усиливает возможность их интеграции в деятельность многофункциональных центров оказания государственных услуг и существенно расширяет инфраструктуру социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста.

Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Результаты инновационного образовательного проекта могут найти практическое применение в системе высшего образования при реализации программ ДПО  и социальной сфере.

Предположительно, проект будет реализовываться в режиме отчуждаемой технологии на базе региональных многофункциональных центров в масштабах Российской Федерации.

Целевой аудиторией выступают семьи, имеющие детей раннего возраста, прежде всего, молодые мамы и женщины предпенсионного возраста.

Приказ о федеральных инновационных площадках 

Презентация об инновационно-образовательном проекте цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу».

 

Источник