Каким быть инженерному образованию

На базе Магнитогорского государственного технического университета с 3 по 4 июня проходила диссеминационная научно-практическая Международная конференция «Современное инженерное образование: актуальные международные проблемы и перспективы». Она проводилась в рамках реализации проекта  Erasmus+ Capacity Buildingin Higher Education (Программа трансевропейского сотрудничества в сфере высшего образования) EXTEND 586060-EPP-1-2017- RO-EPPKA2-CBHE JP «Excellencein Engineering Educationthrough Teacher Trainingand New Pedagogic Approachesin Russiaand Tajikistan» («Повышение качества инженерного образования через обучение преподавателей и новые педагогические подходы в России и Таджикистане»). МГТУ им. Г.И. Носова стал победителем этого проекта в составе консорциума 12 вузов из России, Румынии, Англии, Португалии, Латвии и Таджикистана (вуз-грантозаявитель и координатор проекта  Политехнический университет Бухареста) еще в 2017 году.

За это время состоялось несколько встреч, где обсуждался ход работы над проектом. Первая в 2017 г. проводилась в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете, затем, в 2018 г.,  – в  Мордовском  государственном  НИУ  им. Н.П.  Огарева, третья, в том же 2018 г., – в Политехническом университете Бухареста. В октябре 2018 г. прошел семинар в Худжандском государственном университете (Таджикистан), где обсуждались перспективные направления работы консорциума вузов, участников проекта. Пятая встреча прошла на базе Рижского технического университета. Шестая - в университете Минью в Португалии.  И теперь очередное мероприятие, но уже на магнитогорской земле.

В пленарном заседании приняли участие руководство вуза, преподаватели и студенты МГТУ, представители Политехнического университета Бухареста Мария-Юлиана Даскалу, Национального исследовательского Московского  государственного строительного университета Надежда Георгиевна Милорадова, Мордовского государственного  НИУ  им. Н.П.  Огарева Альвина Тариеловна Шилкина. Поддержать своих студентов, обучающихся по дополнительной специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в ИДПО МГТУ «Горизонт», у которых было много докладов на форуме, пришла директор института О.В. Ибрагимова.

Рабочим языком конференции был английский.

На открытии форума проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов, рассказав об успехах университета в налаживании сотрудничества с зарубежными коллегами, выразил надежду на то, что конференция ответит на четыре злободневных вопроса, связанных с техническим образованием.  Какие существуют основные сложные задачи технического образования с учетом требований Индустрии 4.0? Как мотивировать студентов на изучение ключевых предметов? Какие современные образовательные технологии необходимо использовать для повышения качества технического образования? Как студенты могут применять разнообразные знания при запуске стартапа в условиях Индустрии 4.0?

Участников конференции напутствовали проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов и директор института гуманитарного образования Т.Е. Абрамзон, пожелав им успешного проведения форума, надежного сотрудничества и хороших решений, плодотворного обмена мнениями, идеями, полезного общения, достойной реализации проекта.

Мария-Юлиана Даскалу, профессор Политехнического университета Бухареста, старейшего в Румынии, отметившего свое 200-летие, коротко рассказала о самом проекте  «EXTEND». Главная его цель – усовершенствование технического образования для того, чтобы получить заинтересованных в учебе студентов, развитие у них навыков, востребованных в производственной сфере, установление связей с производственными предприятиями.

‒ Мы намерены создать сеть учебных центов EXTEND. Самое главное, что мы объединены и можем обмениваться знаниями. Нам бы хотелось, чтобы эти центры стали драйверами в сфере технического образования не только в нынешних условиях, но и в будущем. Центры – это всего лишь физическое размещение, а самое главное – это люди, работающие в них. Для развития необходимых компетенций требуется обучение, поэтому мы разработали программу, состоящую из восьми актуальных курсов, которые будут проводиться в сети центров EXTEND и не только, а также продумали разнообразные обсуждения и мастер-классы. Мы подумали о программе обучения для преподавателей, чтобы они могли лучше способствовать формированию компетенций, ‒ сказала Мария Даскалу.

Она отметила также, что помимо умения вести расчеты и проектировать,  техническое образование сегодня предполагает наличие и таких навыков, как самообразование, приспосабливаемость, социальные и  коммуникативные навыки.

Об участии МГТУ им. Г.И. Носова в проекте рассказала зав кафедрой иностранных языков по техническим направлениям Н.Н. Зеркина. Это и  активная работа во всех шести встречах, осуществленных в рамках реализации проекта, и проведение самообследования вуза и анализ его результатов, массовое анкетирование преподавателей, студентов и аспирантов технических направлений подготовки, анализ программ  аспирантуры, исследование лучших европейских практик в области инженерного образования, разработка компетенций и дескрипторов компетенций преподавателей инженерных дисциплин и многое другое. Членами проекта от нашего университета являются: Ю.А. Савинова, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям (координатор проекта), Н.Н. Зеркина, зав. кафедрой ИЯпоТН,  доценты кафедр педагогики и документоведения Л.В. Оринина и И.В. Кашуба, бизнес-информатики и информационных технологий К.А. Рубан.

После перерыва в этот день состоялась онлайн-сессия с 22-мя подключениями российских, таджикских, узбекских  и европейских вузов. На ней обсуждались достигнутые цели, результаты и перспективы реализации проекта для распространения передового опыта не только на вузы стран-участниц консорциума, но и на другие. На сессии выступали представители МГУ им. Н.П. Огарева, Московского государственного строительного университета, МГТУ им. Г.И. Носова, МГТУ им. Баумана, университетов Таджикистана. Завершился первый день визитом на ПАО «ММК», который помогли организовать директор института металлургии, машиностроения и материаловедения А.С. Савинов и профессор В.А. Бигеев.

На следующий день состоялась секционная работа конференции по тематикам «Новые педагогические подходы в инженерном образовании», «Современные ИКТ в инженерном образовании», «Молодежь и инженерное образование», «Современные безопасные энергосберегающие технологии: развитие и перспективы», «Проблемы менеджмента качества на современных предприятиях» и другим.

Неизгладимое впечатление произвели на участников экскурсии в литейную лабораторию ИММиМ, «Кванториум» и по достопримечательностям города, которые прошли во второй половине дня.

Показательно, что на заключительном пленарном заседании, когда подводились итоги конференции, все выступающие, так или иначе, давали ответ на четыре вопроса, которые на открытии форума задал его участникам проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов. В целом, по общему мнению, конференция прошла успешно, её участники выполнили все намеченное. Она стала масштабным мероприятием по распространению опыта, подведению промежуточных итогов работы проекта EXTEND. Конференция убедительно доказала, что современный инженер должен совмещать в себе навыки как профессиональные, так и общеобразовательные.

Источник