Магнетизм региональной среды в профориентации цифрового поколения

Цифровизация всех сфер жизни и деятельности – новый вызов для системы образования России, основание концентрироваться на стратегических задачах. Череповецкий государственный университет успешно справляется с новыми условиями в рамках профориентирования студентов и теперь приступает к тесной работе с коллективами школ Вологодской области, которым нужна высококвалифицированная помощь по данному направлению. 

В рамках регионального образовательного форума команда Череповецкого государственного университета провела большую навигационную сессию для более 50-ти педагогов по профориентированию со всей Вологодской области.

Ведущие эксперты и руководители подразделений опорного вуза региона рассказали педагогам городских и районных школ Вологодской области про особенности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в развивающейся цифровизационной среде.

Поддержали коллег из Череповецкого государственного университета и стали участниками события:
– Анна Эдуардовна Припорова, директор регионального модельного центра профессионального самоопределения обучающихся Вологодской области;
– Анна Николаевна Ласун, зам. начальника Департамента труда и занятости Вологодской области;
– Екатерина Александровна Морозова, лидер региональной ячейки кружкового движения Национальной Технологической Инициативы по Вологодской области;
– Наталья Владимировна Бойко, руководитель проектной команды школьников-участников регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», международного конкурса «Идеи, преображающие города».

Открыло навигационную сессию «КОМПАС:PRO сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» выступление Натальи Михайловны Квасниковой, которая подробно рассказала об актуальности проблемы и сделала установку на работу участников.

Как отметила Наталья Михайловна, сейчас усиливается противоречие индустриальной модели образования и трансформации экономики и социума. Образование 2030 года: объем знаний не будет иметь традиционной ценности, учащийся должен будет думать креативно, свободно, уметь сотрудничать с другими людьми. Задача профориентатора – направлять и вдохновлять, соучаствовать и сопровождать.

Сегодня против завтра: индивидуальные оценки – коллективная деятельность, стандартные задачи – творчество, текущие задачи – мышление о будущем, решаем задачи – ставим задачи, царство разума – эмоциональный интеллект, наказание за ошибки – учеба всю жизнь.

Образовательные и карьерные тренды в глобальном технологическом укладе осветила Екатерина Олеговна Тарасова, программный директор «Точки кипения» Череповецкого государственного университета.

Екатерина Олеговна подчеркнула, что главные навыки для специалистов новой формации – когнитивные, социально-поведенческие и цифровые. При этом происходит превалирование надпрофессиональных компетенций, трансформация узконаправленных компетенций в разряд кросс-функциональных. 

Вопросам цифрового поколения и его взглядам на построение личной профессиональной перспективы уделил внимание Иван Александрович Табунов, старший преподаватель кафедры психологии Череповецкого государственного университета. 

В том числе, Иван Александрович рассказал о признаках цифровых «аборигенов»:
– привычка быстро получать информацию;
– стремление к многозадачности и интерактивности;
– новые методы поиска данных;
– предпочтение визуального ряда тексту;
– предпочтение движения в случайном направлении;
– другая роль обмена сигналами при коммуникации;
– новая стратегия потребления – «просьюминг»;
– «выборочная» концентрация внимания;
– контактность, отсутствие ментальных ограничений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
– ценности: самостоятельность и независимость, хорошее образование, право на неприкосновенность частной жизни и свободы слова, невозможность расовой дискриминации, эмоциональная поддержка со стороны родителей, гражданская ответственность. 

   

Об использовании магнетизма региональной среды в профориентационной работе рассказала Надежда Ивановна Яковлева, начальник Управления коммуникаций и PR-сопровождения Череповецкого государственного университета. 

Так, по мнению Надежды Ивановны, «точками» притяжения являются: интересные люди, исторические личности, сообщества, истории успеха, лидеры и события. При этом важно уделять внимание традициям и истории, репутации и имиджу региона, его привлекательности для проживания, экологии и климату, возможностям работы и развития.

Также Надежда Ивановна отдельное внимание уделила возможностям Череповецкого государственного университета для профессионального самоопределения школьников региона и формирования сообщества педагогов-новаторов. Опорный вуз Вологодской области концентрирует усилия на технических навыках, работе с оборудованием, управлении процессами, анализе и цифровизации, коммуникативных навыках, коммуникациях, управлении отношениями, ощущениях и экспертизе.

Одно из самых важных решений, которое человек принимает в своей жизни – это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. Решение проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной. Поэтому Череповецкий государственный университет продолжит выстраивать конструктивный диалог с представителями образовательной среды Вологодской области, в том числе общеобразовательными учреждениями всех городов и районов региона.

Материалы сессии:
1) Доклад по проблеме
2) Образовательные и карьерные тренды в глобальном технологическом укладе
3) Цифровое поколение и его взгляд на построение личной профессиональной перспективы
4) Профессии будущего и как к ним готовиться уже сегодня
5) Магнетизм региональной среды и как его использовать в профориентационной работе
6) Профориентационные сомнения школьника: как помочь с выбором профессии?
7) Родитель в объективе профориентатора
8) Среда ЧГУ: возможности для профессионального самоопределения школьников региона и формирования сообщества педагогов-навигаторов

Источник