Опорный университет на форуме "Технопром-2019"

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева на форуме представляла проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Борисоглебская Лариса Николаевна.

Лариса Николаевна выступила в качестве спикера на конференции «Инженеры будущего: технологии и практики подготовки» и на круглом столе «Партнерство науки и бизнеса»:

Лариса Николаевна, расскажите о ключевых вопросах, которые обсуждались в рамках форума?

Конференция «Инженеры будущего: технологии и практики подготовки» была просвещена решению задачи создания возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.

В современном мире быстрого развития технологий сформирована потребность трансформации системы инженерного образования через тиражирование актуальных и успешных технологий и практик формирования моделей мышления и поведенческих ориентиров обучающихся, внедрение которых связано с оснащением современными отечественными аппаратно-программными производственными комплексами.

В рамках круглого стола «Партнерство науки и бизнеса» был обозначен круг вопросов, требующих выработки от вузов и индустриальных партнеров совместного решения. Среди наиболее актуальных вопросов следует назвать:

  • формирование мотивации в научной и бизнес среде для развития трансфера технологий «от науки в бизнес»;
  • особенности нормативного правового регулирования Научно-образовательных центров (НОЦ);
  • этапы развития НОЦ, Лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) и других видов и моделей партнерства науки и бизнеса;
  • проблемы партнёрства в системе трансфера технологий.

- Как опорный университет участвует в трансформации современного инженерного образования?

Создание консорциумов, объединяющих образовательную среду и представителей реального сектора экономики, позволяет принимать эффективные решения при планировании набора абитуриентов, при реализации вузами профориентационных мероприятий, при формировании траекторий подготовки студентов.

Результативность выполняемых проектов выражается не только экономическими факторами (коммерциализация НИР и НИОКР), но и другими эффектами: образовательным, кадровым, социальным. Так, в ходе реализации проекта могут разрабатываться новые образовательные программы, создаваться лаборатории и научно-образовательные центры, выполняться студенческие курсовые и дипломные проекты и т.д.

Экосистема подготовки инженеров будущего включает в себя не только стандартные сегменты – факультеты, институты, кафедры, научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории и административные структуры.

Значимой трансформацией образовательного процесса в университете стало более интенсивное привлечение к подготовке кадров инновационных структур, в число которых входит Инжиниринговый центр технологий цифровой среды для обеспечения комплексной безопасности: телекоммуникации, средства связи и энергоэффективность (ИЦ ТЦС).

Включение ИЦ ТЦС в модель экосистемы подготовки кадров обеспечивает достижение комплекса положительных эффектов, связанных с улучшением материально-технической базы реализации образовательных модулей, с ростом компетенций преподавательского состава, с поддержкой современных образовательных технологий.

Центр предоставляет обучающимся свою материально-техническую базу, обеспечивает информационно-аналитическую поддержку выпускающих кафедр и руководителей образовательных программ, создаёт необходимые условия для реализации современных образовательных технологий:

  • проектно-ориентированного обучение;
  • индивидуальные траектории обучения;
  • развитие навыков создания проектных макетов, экспериментальных образцов;
  • привлечение обучающихся к выполнению НИР и др.

Еще одной моделью подготовки инженеров будущего является проект многопрофильного многофункционального кампуса «Кадры для цифровой промышленности», реализуемый в Орловской области.

Стратегической целью проекта является создание экосистемы опережающей подготовки и переподготовки кадров нового поколения для цифровой промышленности по уникальным и модифицированным программам среднего профессионального, высшего образования и дополнительным общеразвивающим и образовательным программам повышения квалификации и переподготовки кадров, способствующей разработке, коммерциализации и сопровождению отечественных цифровых технологий будущего.

Проект направлен на:

  • апгрейд образовательных программ колледжей и вузов с учетом компетенций цифровой промышленности;
  • развитие наставничества для молодых специалистов предприятий, студентов вузов;
  • формирование смешанных команд для дизайн-центров микроэлектроники;
  • вовлечение интеллектуального потенциала школьников и студентов в экономический оборот цифровой промышленности;
  • развитие культурной среды и уровня социализации рабочих и специалистов среднего звена.

Траектория успешной подготовки высококвалифицированных кадров определяется, таким образом, следующими основными составляющими:

  • адресный характер подготовки. Она должна строиться на основе реальных целевых заказов и потребностей предприятий реального сектора экономики;
  • условия кадрового профессионального роста преподавателей и сотрудников на основе их включения в реализацию актуальных проектов и НИР;
  • обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающегося для достижения минимальных сроков адаптации выпускника на производстве.

Изложенные механизмы подготовки высококвалифицированных кадров в полной мере позволяют формировать инновационные технологии образования, повышения квалификации, а также создавать условия для безадаптационного старта выпускника на предприятии.

- Лариса Николаевна, расскажите о реализации модели партнерства науки и бизнеса.

В современных условиях в России формируется новое представление о вузе как об учреждении, в котором интегрированы наука и образование. Такая ситуация изменяет и структуру оказываемых вузом услуг, и организационные составляющие управления вузом. В составе вузов появляются инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, базовые кафедры.

Изменяется структура товарного портфеля вузов, в перечне оказываемых услуг помимо образовательных появляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Появляется необходимость организации, координации и проведения совместных с промышленными предприятиями работ, направленных на создание востребованных научно-технических результатов.

Университет создает инновационную продукцию совместно с предприятиями промышленности и науки в формате НОЦ, который объединяет их ресурсы. Обеспечивая эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности научно-образовательные центры способны выполнять роль площадок, где будут реализовываться комплексные научные проекты за счет средств организаций промышленности, заинтересованных в результатах проводимых исследований и имеющих планы по их коммерциализации.

На базе Орловского государственного университета в 2018 году создан Инжиниринговый центр технологий цифровой среды для обеспечения комплексной безопасности: телекоммуникации, средства связи и энергоэффективность (ИЦ ТЦС).

Инжиниринговый центр является элементом инновационной инфраструктуры, обеспечивающим, с одной стороны, интеграцию науки, образования и промышленности, а с другой – формирование и продвижение инноваций, коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок вузов, создание институциональных условий и механизмов реализации сложных технических проектов.

Источник