В СибГУ им. М.Ф. Решетнева состоялся семинар, посвященный практике кайдзен

Открыл семинар первый проректор СибГУ им. М.Ф. Решетнева Владимир Курешов. Он поприветствовал всех участников. Он отметил, что ценность практики кайдзен трудно переоценить, ведь она направлена на улучшение производительности труда, эффективность производства и укрепление традиций и культуры, и пожелал всем продуктивной работы.

Руководитель отдела экономического и культурного сотрудничества АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей» госпожа Сого Магасё поблагодарила всех слушателей и рассказала, в России кайдзен уже популярен, однако многие бизнесмены знакомятся с ним поверхностно. Этот семинар призван углубить их знания этой практики.

Напомним, кайдзен – это один из подходов к улучшению работы организации. Этот термин появился в Японии и стал обозначать систему взаимосвязанных действий, приводящих к повышению качества продукции, процессов и системы управления. В современном понимании кайдзен – это система непрерывного улучшения качества, технологий, процессов, корпоративной культуры, производительности труда, надежности, лидерства и других аспектов деятельности компании.

Господин Кодзи Ё рассказал о том, как Япония пришла к практике кайдзен на примере развития компании «Тойота». Отдельно он остановился на системе управления персоналом и организации труда в Японии и на там, как эта система сегодня меняется. Особое внимание он обратил на ротацию персонала: «Ротации проводят в целях освоения смежных специальностей, воспитания высококвалифицированных кадров, повышения мотивации персонала и т.д.», – отметил он.

Фундаментом успешного внедрения кайдзен и повышения эффективности работы компании господин Кодзи Ё считает выравнивание (то есть определение спроса на ту или иную продукцию и маркетинг), стандартизацию производства (отладку всех механизмов производства до «автоматизма»), удовлетворенность работников и корпоративный дух и традиции. «Без этих базовых вещей производство будет неэффективным или вовсе развалится», – уверен он.

Он обратил внимание слушателей на тот факт, что в японских компаниях практически отсутствуют увольнения. Работник имеет возможность подняться по карьерной лестнице на самый верх через систему ротации, стажировок и обучения, которые предполагают стимулирование, в том числе материальное. «Это позволяет людям передавать свои знания из поколения в поколение, выращивая себе замену. В западных же компаниях работник, который получил те или иные компетенции, не заинтересован передавать их коллегам – вместо этого он ищет более высокооплачиваемую работу», – считает Кодзи Ё.

В своей речи лектор коснулся и «кружков качества». Это группы людей, которые призваны выделять определенные производственные проблемы (например, недостаточную эффективность) и решать их. Однако в крупных компаниях, где таких проблем нет, «кружки качества» занимаются обучением персонала, развитием логического мышления, интеллектуального творчества и понимания механизмов работы.

Кроме того, господин Кодзи Ё рассказал о 7 типах потерь (мудá) и системе 5С (сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, самодисциплина).

Предприниматели задали лектору множество вопросов касаемо внедрения кайдзен в различные типы предприятий, в том числе и государственных.

Отметим, семинар посетили представители АО «Красмаш», АО «ИСС», ОАО «Красцветмет», Главного управаления образования администрации г. Красноярска, ООО ВТБ Факторинг, АО Ланта Банк, ООО «Гостиница Красноярск», красноярских городских поликлиник №1 и №2, СФУ и другие.

Источник