Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Успешный старт опорного вуза региона

Цель экзамена - независимая оценка качества подготовки кадров, определение у студентов вуза уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Оценку заданий проводили приглашенные независимые эксперты из числа потенциальных работодателей, органов региональной власти и преподавателей омских вузов, прошедших обучение в Академии Ворлдскиллс Россия по программе «Эксперт с правом оценки демонстрационного экзамена».

Олег Кропотин, проректор по учебной работе ОмГТУ:

«Для нас эта история новая - активно мы начали взаимодействовать с Союзом «Молодые профессионалы» WorldSkills с 2017 года. Этот экзамен, без сомнения, имеет практическую пользу, он проводится в условиях максимально приближенных к реальным производственным, это для нас, пожалуй, главное. На испытании каждый участник смог получить экспертную оценку своих компетенций, полученных в процессе обучения, от внешних независимых экспертов, не участвующих в учебном процессе. Проведение демонстрационного экзамена - это еще дин шаг в трансформации образовательного процесса в сторону практико-ориентированности. Мы уже сейчас видим необходимые изменения, которые позволят ввести подготовку к экзаменам в подобном формате»


В демонстрационном экзамене приняли участие шесть групп студентов опорного вуза региона. В ходе испытаний участники проверили свои навыки и умения в 5 компетенциях: «Туризм», «Графический дизайн», «Холодильная техника и системы кондиционирования», «Предпринимательство» и «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8».

 

Евгения Кулагина, главный эксперт по компетенции «Туризм»:

«Демонстрационный экзамен состоит из заданий туроператорской сферы и заданий, связанных с турагентской деятельностью, – это работа с заявкой клиента, разработка и продвижение нового тура. Выполнение заданий идет в командах. Студенты показали хороший уровень сформированности компетенций, что было отмечено и экспертами. Также ребята приятно удивили своей целеустремленностью и усидчивостью – достойно прошли этот сложный экзамен до конца.

Оценочная шкала WorldSkills, которая помогает в оценке участников демонстрационного экзамена, разительно отличается от привычной для нас системы оценки. Она позволяет оценить абсолютно любого специалиста, который реализует себя в профессиональной сфере, в соответствии с тем этапом своего карьерного развития, на котором он находится»

Юрий Бахмутский, главный эксперт по компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8»:

«Здесь мы проверяем уровень подготовки студентов обучающихся в рамках дисциплин учебной программы, среди них есть студенты посещающие дополнительные факультативные занятия, у них больше практики, больше навыков и умений. Это же порождает некоторые сложности: не все студенты одинаково подготовлены – кто-то более «в теме» и сидит до последней минуты над заданием, для некоторых пока тяжело дается участие - они работают только в рамках своих текущих умений. Главный вывод после проведения демонстрационного экзамена: если мы хотим улучшить результаты, то нам надо продолжать изменять учебные планы, программу для того, чтобы соответствующие дисциплины, которые связаны с проектированием информационных систем, начали преподаваться раньше, уже на 1-2 курсах. Задания сами по себе очень интересны и сложны. Мы уже сейчас стараемся использовать решение подобных задач, взятых из реальной жизни, при подготовке наших студентов»

Дарья Ситникова, член Совета Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", независимый эксперт с правом проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Предпринимательство»:

«Я впервые принимаю участие в качестве эксперта в WorldSkills. Отмечу, что все участники заинтересованы и сосредоточены на работе, ведь им предстоит выступить со своим проектом перед жюри. Несмотря на определенный набор знаний, заметно, что ребятам не хватает практической составляющей. Возможно, они бы по-другому воспринимали те же бизнес-процессы и более точно понимали своего конечного потребителя, если бы у них было больше практико – ориентированной составляющей в учебном процессе. Поэтому участие в подобного рода проектах – это, безусловно, развитие, выход на новый уровень в формировании профессиональной компетентности»

Илья Панов, студент факультета информационных технологий и компьютерных систем: 

«Особенность демонстрационного экзамена WorldSkills состоит в том, что на 95% это практика. Я считаю, что это более продуктивный подход, так как теория, в частности по моей специальности, быстро забывается и в современных реалиях ее всегда можно изучить в интернете. Поэтому практические знания сейчас являются для нас, учащихся, более ценными. Экзамен также позволил объективно оценить собственные умения, увидеть некоторые моменты, требующие более тщательной проработки.

Хотел бы отдельно отметить уровень организации мероприятия. Условия очень комфортные: есть предварительная проверка оборудования, конкретные инструкции по работе над заданием, чувствуется поддержка экспертов. Так что, в принципе, атмосфера дружелюбная – организаторы настроены на то, чтобы всячески помочь тебе»

Владимир Евдокимов, главный эксперт по компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирования»:

«На самом деле демоэкзамен - нужный этап в процессе обучения. Ребята должны знать, как в принципе работает холодильная техника, и изучить вопрос не только в теории, но и на практике. Ведь основная цель коллаборации вуза с бизнесом – это сократить время адаптации студента в профессии до минимума. Хотелось бы отметить, что компетенции в текущих федеральных государственных образовательных стандартах необходимо приближать к существующим профессиональным. Применение новых образовательных технологий и современного оборудования повышает качество высшего профессионального образования, увеличивает долю выпускников, работающих по полученной специальности. Можем посмотреть на официальную статистику и понять, что лишь 30% процентов выпускников всех вузов идут работать по изучаемому направлению. Мы эту ситуацию стараемся коренным образом изменить, в том числе применяя новые способы обучения»

Михаил Яненко, студент нефтехимического института:

«Проведение демонстрационного экзамена дает больше возможностей для профессионального роста. Хотелось бы, чтобы такая практика реализовалась уже в основном учебном плане. Подобные проекты помогают понять тонкости своей специальности - быстро вливаешься в рабочий процесс и можешь более четко ставить перед собой задачу»

Александр Панин, дизайнер ООО «Арт Грей», независимый эксперт с правом проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Графический дизайн»:

«На данном экзамене участники проверяют себя не на уровне конкретного университета, а сравнивают свои навыки с мировыми стандартами. Эта практика очень полезна. Хотелось бы применять ее не только по отношению к студентам, но и к преподавателям для всестороннего развития университетского сообщества. Что касается самого экзамена и уровня профессионализма, то ребятам следует обратить внимание не только на «прокачку» основных навыков, но и на организованность и самодисциплину. Половина успеха в любом деле зависит от того, насколько правильно ты выстроишь свою работу, составишь план, по которому ты будешь действовать»

Арина Иванова, студентка художественно-технологического факультета:

«Самое интересное в экзамене – это проверка себя как специалиста в реальных условиях. Так как задания выполняются на скорость, необходимо действовать очень четко и максимально точно следовать всем параметрам, которые даны в техническом задании. Для профессионала важно выполнять работу любой сложности оперативно, качественно и в установленные сроки. Это хороший формат проверки навыков, так как здесь максимально объективно оцениваются все параметры и характеристики, которыми владеет человек на данный момент.

Одно из первых заданий в рамках нашей компетенции - разработка мобильного приложения. Поняла, что за время обучения уделяла недостаточно внимания проработке данного вопроса, поэтому есть пробелы, которые хотелось бы устранить»

Участники экзамена выполнили задания, составленные в соответствии с оценочной документацией по стандартам Ворлдскиллс, с учетом современных российских и международных стандартов качества высшего образования.

В рамках экзаменационных испытаний они получили возможность:

- проверить свой уровень освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс;

- продемонстрировать свои компетенции по отдельным профессиональным модулям перед предприятиями-работодателями и органами исполнительной власти и получить предложение о дальнейшем трудоустройстве;

- получить Паспорт компетенций (Skills Passport) – документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Все обучающиеся, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Skills Passport, вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которой предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Источник