Опорный вуз и развитие системы образования Калмыкии: мнение профильного министра республики Н.Г. Манцаева

Все вокруг меняется достаточно интенсивно, появляются новые возможности, в том числе и в цифровой среде. «Мы сейчас видим, что молодое поколение достаточно продвинуто в использовании различных гаджетов, получении информации. И система образования не должна отставать от этого,  она должна постоянно изменяться таким образом, чтобы все вновь появляющееся использовать для повышения качества образования, - считает министр образования и науки Республики Калмыкия Н.Г. Манцаев. - В этой связи нам необходимы инновационно - учебные заведения, постоянные исследования в области педагогики, привлечения в систему общего образования выпускников магистратуры и аспирантуры, специалистов  с ученой степенью. Сейчас это наиболее актуально, чем когда-либо. Поэтому мы с ректором опорного вуза республики  Б.К. Салаевым  уже говорили  на эту тему.  Мы теперь не только заказчики тех или иных исследований,  мы некое поле, приложение деятельности университета».

- Более 90 процентов работающего педагогического коллектива  в республике  - это выпускники Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Это говорит о том, что опорный университет  –  кузница кадров для нашей отрасли и имеет достаточно серьезное влияние на развитие всей системы образования региона, - подчеркнул министр образования и науки РК Николай Манцаев. - Были разные периоды  подготовки специалистов в области образования:  до 2011 года КалмГУ реализовывал программы по специальностям. А уже с 2011 года, когда вся система высшего образования России начала переходить на подготовку по направлениям бакалаврским, система подготовки педагогических кадров в Калмыцком университете претерпела серьезные изменения. В этой ситуации именно взаимодействие министерства образования и науки РК с Калмыцким госуниверситетом позволило снять ряд проблемных вопросов. Во-первых, все бакалавры по направлениям, допустим,  «Математика», «Физика»,  «Филология» в рамках своей программы  не имели часов подготовки для педагогической деятельности.  Проблема эта снималась через переподготовку, то есть получение дополнительной квалификации.  Нам удалось совместно организовать целую систему переподготовки  и повышения квалификации педагогов, которые приходили в систему образования республики.  В настоящее время можно отметить  тенденцию роста численности молодых кадров, которые идут работать в образовательные учреждения республики, то есть, если в 2014 году в отрасль пришли 68 человек, то в 2016 году - более 130 человек.

Растет престиж профессии педагога, проводится специальная политика поддержки молодых учителей. Кроме этого по ряду направлений министерство образования и науки РК  по договоренности с  Калмыцким университетом  поддерживает  уже обучающихся студентов. Например, будущих филологов, которые обучаются калмыцкому языку – успевающие студенты получают ежемесячно стипендию в размере  5 тыс. рублей.Что касается поддержки молодых специалистов, которые приходят в систему образования, нам удалось с января 2015 года в два раза увеличить подъемные выплаты. Ранее платили молодым специалистам 50 тыс. рублей, а с  января 2015 года мы начали платить 100 тыс. рублей. При этом значительно расширилась категория получателей – к ним добавились  воспитатели детских садов, так как  дошкольное образование сейчас  включено в систему общего образования.

 Что касается магистратуры, то мы практически со всеми факультетами университета ведем переговоры, сотрудничаем по выбору магистерских программ, которые имеют отношение к преподавательской деятельности.  За последнее время количество магистерских образовательных программ по педагогическим направлениям в Калмыцком университете значительно расширилось. А статус опорного университета дает возможность КалмГУ еще более расширить работу в плане магистратуры и  аспирантуры. Это одно из преимуществ опорного вуза, я считаю.

Хочу также отметить, что развитие отраслей экономики региона невозможно без научного подхода. В этой связи, тот потенциал, который имеет в настоящее время КалмГУ,  для нас имеет очень серьезное значение. Понятно, что кроме Калмыцкого университета  есть научно-исследовательские структуры федерального  и регионального значений, но их потенциала не достаточно. Для меня, как для представителя системы образования, именно КалмГУ наиболее близок,  с точки зрения направлений исследований. Вот в таком плане я бы хотел отметить современную значимость  нашего сотрудничества с Калмыцким университетом.

Источник