Ученые Политеха запатентовали способ управления створками ворот в шлюзовых отсеках

«Судоходный шлюз представляет собой сложное сооружение, оборудованное минимум двумя парами ворот, — говорит Евгений Мельников. — Ворота могут иметь разную конструкцию. На Волге преимущественно используются подъемно-опускные и распашные ворота. Распашные ворота двигаются с переменной скоростью по сложному алгоритму. Если створки открываются неравномерно, может произойти заклинивание ворот с разрушением их конструкции и окружающего бетона. Такие инциденты в мировой практике известны. Со временем изношенное оборудование будет требовать все более жесткого контроля за работой».

Проект политеховцев был направлен на разработку инновационного метода контроля за процессом створения двухстворчатых ворот.

«Предложенный нами способ предполагает не только определение скорости, но и мониторинг положения ворот в одной плоскости, — поясняет Андрей Бочкарев. — За процессом работы оборудования следят всего три датчика: один — поворотный, два — для измерения линейных перемещений. Даже если один из датчиков по каким-то причинам выйдет из строя, система продолжит функционировать. Значит, особо крупная авария будет предотвращена. Таким образом, не усложняя конструкцию ворот, мы добились повышения надежности работы системы синхронизации и упростили ее обслуживание. Наше изобретение позволяет более точно производить процесс створения, уменьшить вероятность ударного раскрытия, при котором чаще всего и происходит разрушение механизмов».

К тому же, способ, придуманный учеными, дает возможность не только контролировать процесс движения ворот, но и смоделировать весь процесс створения на компьютере, то есть увидеть наклон створки до того, как износ приведет к аварии.

Надежность разработанной учеными Политеха модернизированной экспериментальной системы управления воротами судоходного шлюза была проверена на шлюзах Балаковского гидросооружения. Летом 2017 года они получили патент на изобретение. Новый способ контроля створения ворот будет внедрен на судоходном шлюзе, проект которого разрабатывается в Самаре, построен же он будет в Нижнем Новгороде. Внедрением этого проекта в жизнь с успехом занимается проектно-строительная организация ООО «Техтрансстрой», специализирующаяся на гидротехническом строительстве.

Подробнее о разработке читайте в новом выпуске журнала «Технополис Поволжья».

Источник