Итоги работы Бизнес-парка ОГУ

Но все эти структуры, в том числе и сам Бизнес-инкубатор, помогали создавать бизнес с нуля и развивать уже существующий. Из-за отсутствия сервисов, направленных на просвещение людей в области создания бизнеса, количество молодежи, вовлеченной  в предпринимательскую деятельность в регионе, не имеет устойчивого роста.

«Создание Бизнес-парка являлось, в определенном смысле, необходимостью – опорный вуз и регион нуждался в новых, перспективных проектах и предприятиях малого и среднего бизнеса. Вовлечение в предпринимательскую деятельность как можно большего количества людей, особенно молодежи, решило бы эту проблему», – рассказала Алена Уварова, директор департамента инновационной политики. «Поэтому в структуру бизнес-парка мы включили лекторий и коворкинг, в функционал которых возложена просветительская деятельность в области бизнеса, проектная работа, проведение хакатонов для генерации новых проектов, и бизнес-инкубатор, на базе которого происходит доработка инновационно-технологических, социальных и бизнес-проектов».

Опорный вуз как центр инновационного развития региона создал стратегический проект – Бизнес-парк, в рамках которого предполагалось запустить механизм, который будет привлекать людей генерировать новые идеи, формировать команды и, главное, разрабатывать проекты, которые будут приносить весомые результаты – услуги, прототипы, малые инновационные предприятия. Важно, чтобы любой продукт на выходе мог успешно существовать не только в реалиях Орловской области, но и выходить на всероссийский уровень.

Однако для того, чтобы такой конвейер постоянно работал и перспективных проектов становилось все больше, необходимо создание комплекса сервисов развития и поддержки предпринимательской деятельности в регионе.

«Мы разработали инструменты и сервисы, необходимые для непрерывной подготовки и поддержки будущих и действующих предпринимателей Орловской области на всех этапах создания и развития бизнеса для всех целевых групп – начиная от школьников и заканчивая действующими предпринимателями» - рассказывает Олег Дорофеев, директор Бизнес-парка.


Сервис № 1 – Школа предпринимателя

Для школьников в рамках образовательного проекта «Школы будущих профессий» работает блок «Предпринимательство».  Здесь школьники получают базовые знания о создании бизнес-проектов и развивают soft-skills навыки (это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми, – прим. Ред) с самого юного возраста. Причиной такого внимания к этим качествам является тот факт, что предприниматель часто сталкивается с трудностями, которые могут снизить его мотивацию в дальнейшем заниматься бизнесом. Развитие soft-skills навыков  позволит эффективно выстраивать коммуникацию, повысить стрессоустойчивость и оставаться уверенным в себе в различных ситуациях. Более того, в рамках Школы предпринимателя учащиеся прорабатывают свои первые проекты и получают консультации и профессиональные советы от действующих успешных предпринимателей..

«Выпускники прошлого года уже имеют свои реально существующие бизнесы, – рассказывает руководитель Школы предпринимателя Елена Збинякова– Пока реализованы три проекта: один разрабатывал для продажи набор дополнительных функций  в онлайн-игре, второй – продавал низкокалорийные муссовые торты, третий – создал сайт, где продавал высокотехнологичные игрушки для детей».


Сервис №2 – Форум разработчиков (Хакатон)

Хакатоны, выступая «точкой вхождения» в бизнес,  получили широкую популярность не только среди студентов, но и бизнеса, зарекомендовав себя как отличный механизм формирования проектных команд.  Для опорного университета проведение таких форумов уже становится традиционным мероприятием. Бизнес-парк привлекает студентов для решения актуальных проблем региональных предприятий. За два дня команды, формирующиеся хаотично и междисциплинарно, то есть с учетом разных профилей подготовки, прорабатывают кейсы и находят прогрессивное решение.

«Хакатон позволяет развернуть образовательный процесс несколько в другую сторону, – объяснил Олег Дорофеев, директор Бизнес Парка. – Студенты, решая поставленные проблемы, попадают в среду глубокого интенсива. За два дня погружения у ребят есть реальная возможность попытаться придумать что-то новое и уникальное, собрать и переработать информацию и правильно ее представить. При этом существует еще один важный момент – студенты могут создать такие продукты, которые можно реально довести до ума и внедрить в существующие в регионе производства».

Последний на данный момент хакатон прошел 8–9 декабря. В этот раз основными поставщиками кейсов для команд стали группа компаний «Навигатор» и молодая компания «Synapse». Основной темой третьего хакатона стал «Умный город» – концепция построения такой городской инфраструктуры, при которой современные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности, тем самым упрощая администрирование и повышая качество жизни обычных людей. Особенность этого хакатона в том, что двухдневная работа была полностью посвящена проблемам нашего региона. 6 проектов, которые были высоко оценены экспертами, будут реализовываться уже в следующем году – рабочая встреча с представителями команд назначена на 1 февраля 2018 года.

Благодаря проведенным в этом году хакатонам сформированы команды, и в коворкинге бизнес-парка прорабатывается более 10 инновационно-технологических проектов.


Сервис № 3 – Проектная деятельность

Еще одним из популярных среди студентов сервисов Бизнес-парка стала проектная деятельность на площадках  предприятий. Обучающиеся по самым разным направлениям подготовки под чутким контролем преподавателей опорного вуза сотрудничают с ведущими предприятиями области, выполняя определенные задачи.

Например, Анастасия Матвеева, студентка второго курса Института экономики и управления, работает над проектом Орловского кабельного завода, в рамках которого готовит  документацию, связанную с защитой авторских прав.

Евгений Тимохин, студент первого курса Института приборостроения, автоматизации и информационных технологий, не так давно начал разработку проекта по автоматизации процессов на заводе, который реализуется, предположительно, в середине апреля.

«На выходе получится программа или веб-сервис, который поможет оптимизировать работу завода с точки зрения продаж», – поясняет Евгений.

«В проектную деятельность вовлечено около 30 студентов и более 10 преподавателей с различных специальностей и направлений подготовки. Для студентов – это прекрасная возможность получить практический опыт разработки проектов, для преподавателей – выстроить взаимовыгодное взаимодействие с предприятиями региона» рассказывает Иннара Ляпина, руководитель проектной работы Бизнес-парка.

 

Сервис № 4 – Образовательные модули по технологическому и социальному предпринимательству

Тема развития предпринимательства и предпринимательских навыков особо интересна и на всероссийском уровне. В связи с этим в стране развивается так называемое «технологическое предпринимательство». Одноименный предмет с этого учебного года уже включается в учебные программы по каждому направлению подготовки. Таким образом, студент будет получать начальные навыки предпринимательства и может решить уже в университете, стоит ли ему заниматься бизнесом.

С этого года начали реализовываться образовательные модули по технологическому и социальному предпринимательству, разработанные в соответствии с профессиональными стандартами движения WorldSkills  Russia, на базе Института экономики и управления.

Так, студентки 3 курса Института экономики и управления Маргарита Комарова и Диана Рзаева не только разработали свой проект в рамках обучения, но и выступили с ним на МЕЖВУЗЕ2017 WorldSkills  Russia  под флагом опорного вуза региона.

«Мы хотим на базе Спортивного комплекса нашего университета создать клуб выходного дня "Дети&Мы", где тренеры будут проводить обучающие занятия по различным видам спорта (каждое воскресенье – новый вид спорта). Особенность в том, что в процесс будут вовлечены и дети, и родители», – рассказала Маргарита.

 «Обучение студентов социальному предпринимательству дало возможность не только дать базовые знания по созданию бизнеса, которые мы смогли оценить в рамках вузовского чемпионата, но и развить коммуникативные навыки. Наша команда на межвузовском чемпионате WorldSkills Russia в Москве по баллам заняла 6 место из 20 команд, оставив позади студентов томского, московского, воронежского и других известных вузов. Наши студенты выросли не только профессионально – многие эксперты отметили и положительную динамику личностного роста», – рассказывает Ольга Фирсова, руководитель образовательных модулей по технологическому и социальному предпринимательству.

«Хочется отметить, что за время межвузовского чемпионата мы значительно выросли: появилось больше уверенности в себе, лучше проявились наши личные и деловые качества в командной работе. Так что за наше выступление на чемпионате  краснеть не пришлось», – прокомментировала Диана.

Вовлечение в предпринимательскую деятельность позволяет студентам создавать свои сообщества и продвигать собственные, инициированные ими проекты. Например, в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева есть люди, развивающие движение «Преактум». Само название является аббревиатурой главной идеи программы - ПРЕдпринимательская АКТивация УМа.

Олег Сивачев, руководитель проекта Преактум в опорном вузе, рассказал о плодотворном сотрудничестве с Бизнес-парком:

«Бизнес-парк сопровождает наши проекты и обеспечивает нас материальной базой, медиа поддержкой, помещениями для проведения мероприятий. Многие команды, что сотрудничали с парком, вступили в «Преактум», и теперь он наполнен проектами не только новичков бизнеса, но и действующими предпринимателями.  В прошлом учебном году студенческая команда «Преактум» получила грант на 100 тысяч рублей и приняла участие во всероссийском конкурсе университетских команд «Кубок Преактум».

Сервис № 5 – Предакселерационные и акселерационные программы Бизнес-инкубатора

Следующий сервис, который был запущен для молодых ученых и начинающих предпринимателей – это предакселерационная и акселерационная программы для тех, кто имеет проработанную идею и переходит на этап коммерциализации своего проекта, для которого нужны консультации с экспертами рынка. Например, проект, посвященный разработке натуральной биологически активной добавки для обогащения комбикормов для сельскохозяйственных животных, успешном прошел через череду тренингов и тестов бизнес-модели. Суть данного проекта в том, что команда новаторов разработала такую кормовую добавку, которая повышает продуктивность животных в несколько раз и способствует укреплению естественного иммунитета животных, что снижает затраты на ветеринарные процедуры. Отметим, что этот проект был представлен в этом году на конкурсе «УМНИК» в Орловской области.

«Бизнес-парк помог превратить научно-исследовательскую работу в бизнес-проект  и подготовить  презентацию для выступления на УМНИКе, – рассказывает соавтор инновационно-технологического проектаНаталья Махортова. – До этого мы прошли обучение в предакселерационной программе: нас ввели в курс дела, мы получили необходимую информацию, на базе которой стали вести подготовку своих проектов к участию в программе «УМНИК». Мы научились делать маркетинговые исследования рынка, смогли правильно оформить свой проект. Бизнес-инкубатор направляет и контролирует нашу работу, задает правильный вектор. Благодаря ему наша команда знает, куда теперь двигаться. Ранее у нас была просто идея, но что с ней делать – мы не знали. Теперь у нас есть полная осознанность своих действий. Сейчас мы на этапе выполнения НИОКР, однако, бизнес-инкубатор  и сейчас нам оказывает поддержку в поисках инвесторов».

Также в опорном вузе в 2018 году откроется магистерская программа  «Технологическое предпринимательство».

«Сейчас есть определенная необходимость конкретизировать инноватику, – рассказывает Алексей Волков, руководитель магистерской программы по технологическому предпринимательству. – Реальному сектору экономики необходимы специалисты, а именно технологические брокеры».

Как пояснил Алексей Алексеевич, на данный момент существует большой дефицит технологических предпринимателей, которые, с одной стороны, смогут продвинуть свою разработку на рынок, а с другой стороны, увидеть возможности усовершенствования технологии производства или продукта внутри компании. 

Сервис № 6 – Практико-ориентированная программа для бизнеса «Внутреннее предпринимательство»

При продвижении Бизнес-парком проектов стартап-компаний, была выявлена одна существенная проблема – представители нашего бизнеса сами являются стартапами и не имеют возможность инвестировать в инновационные разработки и, тем более, покупать их. У этих компаний главная проблема – это повышение эффективности существующего бизнеса, который в настоящий момент им приносит прибыль.  

Поэтому совместно с ведущими предпринимателями, которые накопили успешный опыт внедрения инноваций на всех уровнях управления, была разработана практико-ориентированная программа по внутреннему предпринимательству. В нее заложена уникальная методика создания потока ценностей клиента по этапам жизненного цикла, базирующаяся на практической модели успешного бизнеса.

Во время обучения по программе «Внутреннее предпринимательство» на одной площадке оказались как бизнесмены, руководители и сотрудники компаний, так и студенты. Реализация этого образовательного блока поможет создать базу знаний для повышения эффективности процесса обучения и эффективного поиска решения проблем регионального бизнеса.

 

Сервис № 7 – Профессиональный консалтинг для бизнеса

Востребованным среди предпринимателей сервисом стал профессиональный консалтинг. В сентябре 2017 года наш университет  подписал  соглашение с Фондом поддержки предпринимательства Орловской области  о софинансировании консалтинговых услуг по различным тематикам.

Если говорить простым языком, то консалтинг – это деятельность по консультированию руководителей фирм и организаций по различным вопросам, куда входят коммерческая, экономическая, правовая, техническая, экспертная сферы.

 «Сейчас мы активно начали консультировать предпринимателей. Если раньше акцент шел на инвестиционное консультирование, то есть бизнес-планирование, получение кредитов, то сейчас мы существенно расширили спектр предоставляемых консалтинговых услуг», – сказала Ирина Забелина, руководитель направления профессионального консалтинга Бизнес-парка.

Уже есть и первые отзывы от клиентов:

«Мы посещали консалтинг по финансам, – рассказал Борис Чумичёв, тренер тренинг центра «Душа города». – Это было очень полезно. Такая помощь помогает уловить суть проблем, их первопричину. А потом исправить».

Несмотря на то, что Бизнес-парк существует не так давно, уже есть определенные результаты. На данный момент большинство инновационных проектов находятся на стадии проработки прототипов – создание опытных моделей занимает много времени, так как все они являются наукоемкими, и для их реализации необходима определенная научная база, расчеты и инженерные решения.

 «Я вижу, что мы движемся в правильную сторону, – рассказал Олег Дорофеев. – Благодаря  стратегическому проекту мы смогли вовлечь в мероприятия Бизнес-парка около 900 студентов, а это в 3 раза больше, чем в 2016 году. У нас 120 резидентов Бизнес-инкубатора, которые прорабатывают 38 проектов. Два проекта прошли в финал программы «УМНИК-НТИ». Мы помогли начинающим предпринимателям и стартап-компаниям привлечь гранты и инвестиции на сумму 3,5 млн. руб. А это – новые рабочие места для наших студентов и выпускников. В планах на 2018 год создание центра сетевого взаимодействия региональных и университетских бизнес-инкубаторов вузов Черноземья для совместного продвижения инновационных проектов. Также мы будем активно работать над созданием Точки кипения на базе нашего университета».

Таким образом, бизнес-парк университета становится ключевым элементом инновационной экосистемы региона, основной функцией которого является  предоставление сервисов,  необходимых для непрерывной подготовки и поддержки предпринимателей Орловской области на всех этапах создания и развития бизнеса.

Источник